Перечисленным выше видам отходов хочется отвести особую роль, поскольку автомобили являются неотъемлемой частью нашей жизни, и их число растет с каждым днем. По данным аналитического агентства «Автосат», несмотря на то, что с 2020 по 2023 количество автомобилей уменьшилось на 4,8% (с 58,7 млн ТС до 55,9 млн ТС ), за период с 2010 по 2020 год российский автопарк увеличился на 33,7% (с 43,9 млн. транспортных средств до 58,7 млн.). Следствием этого является повышение спроса на услуги автосервисов, включающих замену шин, фильтров, масел и другие технические операции, результатом которых становится образование отходов, приведенных в таблицах 3 и 4. И если мы будем говорить, к примеру, о масляных фильтрах, то стоит отметить тот факт, что в каждом отработанном автомобильном масляном фильтре сосредоточено от 200 до 500 г отработанного автомобильного масла. В результате в системе обращения масляных фильтров оборачивается свыше 14 000 м3 отработанного масла [8].
Одной из главных экологических проблем, возникающих в процессе утилизации и переработки не только масляных фильтров, но и всех отходов, содержащих нефтепродукты, является сложность организации их сбора. В какой-то степени это может быть связано с отсутствием единой нормативной базы, которая бы четко регламентировала процессы сбора, подготовки, утилизации и переработки новой категории отходов. В настоящий же момент информация о способах обращения с видами отходов, представленными в таблице 1 находится в разных нормативным документах, в число которых входит ИТС 15-2021 утилизация и обезвреживание отходов кроме термических способов. В такой ситуации создание отдельного нормативного документа, который бы содержал указанный выше термин, список видов, относящихся к нему отходов и способах их переработки, было бы, на мой взгляд, необходимым и обоснованным шагом.
В заключении работы можно сделать следующие выводы:
1. «Отходы нефтепродуктов» и «отходы, содержащие нефтепродукты» - понятия созвучные, но имеющие определенную специфику.
2. Необходимость создания отдельной нормативной базы обусловлена сложностями в регламентации процессов обращения с отходами новой категории.
Список источников
1.
В российском автопарке - почти 56 млн транспортных средств // Автостат URL: https://www.autostat.ru/news/53953/ (дата обращения: 26.11.2023).2. ГОСТ 21046-2015 Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия (с Поправками). Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019.
3. ГОСТ Р 53844-2010 Автомобильные транспортные средства. Фильтры тонкой очистки масла автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей. Технические требования и методы испытаний. Официальное издание М.: Стандартинформ, 2011 год
4. ГОСТ Р 54533-2011 (ИСО 15270:2008) Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководящие принципы и методы утилизации полимерных отходов. Официальное издание М.: Стандартинформ, 2013 год
5. ГОСТ Р 56828.43-2018 Наилучшие доступные технологии. Утилизация и обезвреживание нефтесодержащих отходов. Показатели для идентификации. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
6. ГОСТ Р 57703-2017 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отработанных нефтепродуктов. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019.
7. Журнал "Экологическая токсикология и химия" // setac URL: https://setac.onlinelibrary.wiley.com/journal/15528618 (дата обращения: 28.11.2023).
8. ИТС 15-2021 Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов) Официальный сайт Росстандарта России rst.gov.ru по состоянию на 02.03.2022
9. Охрана окружающей среды в России. 2022: Стат. cб./Росстат. –0-92 M., 2022. – 115 с.
10. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008)